LEFT SIDEBAR PAGE

Лестницы

Борьба с наводнениями посредством устройства обвалования ведется в США на реках Миссисипи, Рио-Гранде, Сакраменто, Сан-Жоакин, Нижнее Колорадо, Бразос, Тринити, Сабин и др. У нас в СССР обвалованы реки Амударья и Сырдарья в Средней Азии, Терок и Кубань на Северном Кавказе, Кура и Араке в Закавказье. Число обвалованных рек в СССР быстро увеличивается в связи с пространствами, вновь осваиваемыми в процессе социалистическое строительства. Многие наши реки (Дон, Днепр, Днестр и др.) обваловываются в целях использования для сельского хозяйства плавней (затопляемых низменностей в низовьях рек). Река Рион в Закавказье частично обвалована в связи с осушением Колхидской низменности. В Армении проектируется обвалование рек Кара-су и Занги в связи с намечаемой реконструкцией орошения по течению этих рек. Валы, проектируемые для защиты местности от наводнений, начинаются и заканчиваются в пунктах, не затопляемых при самых высоких уровнях разлива. В излучинах реки трасса валов для сокращения длины последних обычно спрямляется. Вопрос о расстоянии между защитными валами является одним из самых сложных. С одной стороны, необходимо отвоевать у реки возможно большую площадь ее долины, а с другой, —  нужно иметь в виду, что сближение валов стесняет живое сечение русла высоких вод реки, увеличивая тем самым подъем воды. Это обстоятельство требует сооружения высоких валов. Увеличенные против нормальных скорости в реке могут вызвать необходимость крепления русла реки и валов. Опыт обвалования ряда рек показал, что уровень высоких вод обвалованных рек с течением времени поднимается. Например, для р. По (Италия) это поднятие составило 2 м за 200 лет, а для р. Тиссы (Венгрия, Югославия) — 2м всего за 50 лет. Обстоятельство это объясняется постоянным повышением русла реки вследствие отложения наносов. В низовьях аллювиальных (текущих в собственных отложениях) рек повышение ложа роки наблюдается и при отсутствии на реке обвалования, однако в этом случае рост этот менее заметен, ибо отлагающиеся наносы распределяются на большую площадь. Учесть этот фактор можно, делая некоторый запас в расстоянии между валами и в высоте валов.